Автор: Нуждина Анастасия Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ с. Быков
Населённый пункт: Сахалинская область, Долинский район
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением музыкального произведения на примере русской народной песни "Возле речки, возле моста" в обработке В. Мотова."
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка открытого урока
преподавателя по классу баяна Нуждиной А.В.
ТЕМА: «Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением
музыкального произведения на примере русской народной песни
«Возле речки, возле моста» в обработке В. Мотова.»
Тип занятия:
урок закрепления и обобщения знаний.
Методы:
продуктивный, словесный, практический, наглядно-демонстрационный.
Форма работы:
индивидуальная.
Цель
урока:
составить
общее
впечатление
о
произведении
с
помощью
теоретического анализа и подтвердить предварительно полученные в результате
анализа представления на основе реального звучания исполненным произведением в
конце урока.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
1.1 расширить кругозор (сведения об авторе, история создания произв-я)
1.2 определение формы произведения, темы, жанровая принадлежность
1.3 определение тонального плана и особенностей метроритмического
рисунка, штрихового решения
1.4 при помощи авторских указаний и текста определить характер данного
произведения через образно-ассоциативное мышление
1.5 закрепление полученных навыков игры на инструменте
2. Развивающие:
2.1 определить уровень внимательности, наблюдательности (смекалка) и,
даже усидчивости учащегося
2.2 развитие образных представлений
2.3 умение анализировать
2.4 развитие учебно-управленческого умения: волевые качества,
самоконтроль, соотношение со временем выполнения задания
2.5 развитие и укрепление межпредметных связей
3. Воспитательные:
3.1 сохранение народных традиций
3.2 воспитание патриотизма
План урока:
1.
Организационный момент – 5 мин.
2.
Беседа с обучающимся о характерных особенностях русской народной песни,
средствах музыкальной выразительности, определение технических
сложностей – 5 мин.
3.
Исполнение музыкального произведения, физ. минутка –15 мин.
4.
Творческая работа, совместный анализ произведения – 10 мин.
5.
Подведение итогов занятия – 5 мин.
6.
Домашние задание – 5 мин.
Ход урока:
1
1. Организационный момент (подготовка к работе).
- психологическая настройка;
- активизация внимания;
- работа над техническим материалом (исполнение упражнений для беглости пальцев
с осмыслением звуковых и двигательных задач; исполнение гаммы До мажор разными
штрихами и динамическими оттенками, аккордов арпеджио).
2. Беседа с обучающимися о характерных особенностях русской народной песни,
средствах музыкальной выразительности, определение технических сложностей.
Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и
оригинальных, как русский народ.
«Возле речки, возле моста» а – это русская народная песня, слова и музыка
которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни
нет определённого автора или автор неизвестен.
Для полноценного восприятия музыкального произведения надо понять смысл
использования средств музыкальной выразительности и ощутить его эмоциональную
окраску.
Р.н.п. — это текст, слово которого является носителем русской культуры.
Зачастую используется не литературный язык, а бытовая речь (подчёркнутые слова),
т.о. можно по тексту определить территориальность и диалект. Изучая и сохраняя
традиции русского народа, развиваются межкультурные коммуникации. Человек
другой веры не чувствует себя ущемлённым - он приобщается к русской культуре.
Вариация -
(от латин. слова varius, различный). — Вариацией, т. е. изменением,
или
уклонением,
считается
в
музыке
прием,
вследствие
которого
мелодия
видоизменяется, не теряя при этом своих характерных очертаний. В., по отношению к
мелодии, можно сравнить с мимикой, благодаря которой лицо, прежде находившееся
в спокойном состоянии, получает всевозможные выражения. Приемы В. встречаются
в очень многих музыкальных сочинениях, как средство украшения или видоизменения
мелодии, ради разнообразия при ее повторении. Тема не должна быть обширна; форма
ее — период. При этом необходимо характерное и ясное мелодическое очертание;
сопровождение темы должно быть несложно. Тему следует писать так, чтобы
слушатель мог ее легко запомнить. Чем меньше тема, тем вариаций больше. Средства
В. следующие: гармоническая фигурация, мелодическая фигурация, перемена
гармонизации, перемена наклонения, перемена ритма, темпа.
Обсудить строение предложения, фразы, мотива. Особое внимание надо уделить
фактуре изложения
материала –
в
данном
случае есть
голос
(мелодия)
и
аккомпанемент (сопровождение). Опираясь на указания автора Con
moto
,
мы
понимаем, что штрих аккомпанемента будет staccato
с обязательной опорой на
сильную долю, тем самым указывая на своеобразие данной песни – плясовая! В
дальнейшем, чтобы сдвинуть темп пьесы мы будем мыслить широкими фразами, и
опора будет одна на 4 такта.
Тональный план – самое обычное сочетание S-T-D-T в мажоре и переход в
параллельный минор (частушечный, плясовой наигрыш), ведь каждая песня имеет
отношение к какому-либо бытовому моменту.
Ровное и чёткое движение восьмых в аккомпанементе даёт моторность и
движение пьесе.
2
3. Исполнение музыкального произведения, физминутка.
- определение положительных моментов и недостатков в исполнении обучающимися
музыкального произведения.
4. Творческая работа, совместный анализ произведения.
ХАРАКТЕР
ЗВУЧАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ФАКТУРА, И ПРИЕМЫ
ВАРЬИРОВАНИЯ
СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,
ПРИЕМЫ
ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
(ШТРИХИ)
Тема –2
предложения,
4 фразы
1 предложение
тема песни звучит
в До мажоре,
характер веселый,
танцевальный
2 предложение
в ля миноре.
Смена тонального
плана
сохраняется во всех
вариациях, темп
неизменный.
Изложение терциями.
Темп подвижный.
Игра терциями,
акценты.
Ритмический
рисунок
характерный для
песен, яркая на
форте динамика
1 вариация
1 предложение
На фоне звуков
темы звучат
подголоски снизу,
во 2 предложении
подголоски сверху
- все имеет
песенный характер.
Элементы
полифонии -
изложение
подголосочного
характера.
Звуки темы точно
сохраняются.
Звуки
темы половинными и
подголоски
восьмыми.
Звучит на пиано и
легато.
2
вариация
1 предложение:
контрастно
предыдущей
вариации.
Решительное, на
форте
подчеркивание 1
доли акцентами,
скачки на октаву
придают
танцевальный
характер.
2 предложение:
звучит контрастно,
Интервальные скачки
с проходящими
звуками, звуки темы
сохраняются.
Штрих стаккато
на форте
сменяется во 2
предложении на
легато и пиано.
3
на пиано, акценты
уходят на 2 долю.
3
вариация
Подчеркнутость
характера
аккордовой
фактурой, яркостью
звучания,
выделением 1 доли
акцентами – дает
эффект развития
танцевального
характера.
2 предложение –
звучит в миноре,
более мягко, но
характер музыки не
меняется.
Ритмическое
аккордовое
подчеркивание и
арпеджированное
допевание, звуки
темы сохраняются на
сильную долю.
Легато в
арпеджированных и
в гаммообразных
движения.
4
вариация
Новая тема
изменена, звучит в
низком регистре с
постепенным
расширением
диапазона с малой
до 2 и 3 октавы. По
характеру
напевная,
вокальная.
2 предложение в
высоком регистре с
нисходящими
ходами по звукам
трезвучий
Ходы по звукам
трезвучий с
проходящими
хроматическими
движениями.
В басовом ключе
фигурное изложение
аккомпанемента.
Легато и
стаккато на басовый
звук и легато
аккордовое
сопровождение.
5
вариация
Кружевной,
ажурный рисунок
хороводной с
нисходящим
движением до 4
октав. Звуки темы
сохраняются
Изменение за счет
фигурационного
варьирования,
вспомогательных и
проходящих звуков
шестнадцатыми.
2 предложение –
вкрапляются звуки
темы и подголосок,
отстоящий от
основного звука
темы на полутон.
легато
6
Аккорды звучат
Аккордовая фактура
Нон легато
4
вариация
собрано, четко,
поддерживая
первоначальный
характер темы, в
сочетании с
танцевального
характера
октавными ходами
из проходящих
звуков.
Всё устремляется к
финальному
октавному
движению и яркой
тонике в 2-3 октаве.
в сочетании с
октавными ходами.
Во 2 предложении
появляются скачки
на терцию.
5. Подведение итогов:
- как прошел урок?
- со всеми ли задачами справились на уроке?
6. Домашние задание:
- добиваться точного исполнения штриховых приёмов, исполнения акцентов в
вариациях.
В работе урока применяются методы словесного показа (объяснение новых
понятий), тактильной наглядности через непосредственное изучение инструмента,
анализа
слушаемых
(дополнительно)
произведений,
коммуникативный
метод,
наилучшим
образом
способствующий
реализации
главной
задачи
обучения:
формирование музыкальной культуры личности.
При
подготовке
урока
мною
учитывались
возрастные
и
индивидуальные
особенности учащегося: высокий интерес к обучению данного предмета, хорошие
потенциальные возможности для овладения игрой на инструменте, умение сравнивать
и обобщать услышанное, музыкальная память, ритм, слух, темперамент.
В процессе урока учитываются впечатления, знания и умения, полученные на
других уроках (т.е – обращение к межпредметным связям).
Прежде всего – сольфеджио.
Это – проверка знаний в интонационном
(интервальном) развитии, умение определять гармонию.
Говоря о композиторе, жанрах, форме построения можно вспомнить уроки
музыкальной литературы.
Развивается пространственно-образное мышление – тем самым проводится
связь с уроками литературы в школе. Ученик через художественное слово
знакомится с некоторыми особенностями текста песни (диалекта). Всё это
помогает полнее и глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в
музыкальном произведении.
Развитие
двигательных
навыков
(координация
рук)
предполагает
использование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры
5
(движение кистями, пальцами, положение и движение рук в стороны и перед
грудью)
Нотный текст – это конспект мысли композитора! Существует для того, чтобы
связать две творческие личности: композитора и слушателя. Авторский текст, это то,
что имел ввиду композитор, т.е. – это внетекстовое информационное поле:
- биографические сведения
- особенности данного исторического периода
- стилевые характеристики эпохи
- стилевые характеристики композитора
- жанровые характеристики
- аналогии их произведений смежных видов искусства, и многое другое, вплоть
до философии…
Список использованной литературы:
1.Партитура русской народной песни «Возле речки, возле моста» в обработке В.
Мотова.
2. И.Л. Булахов "Методика работы с оркестровым коллективом" Учебное пособие для
студентов по специальности: оркестр народных инструментов. Часть I, Краснодар
2005 г.
3.
И.Л. Булахов "Методика работы с оркестровым коллективом" Часть II, Краснодар
2009 г.
4. А. Илюхин «Русский оркестр» Москва, 1948 г.
5. К. Ольхов «Теоретические основы дирижерской техники», Ленинград «Музыка»,
1984 г.
6