Напоминание

"Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением музыкального произведения на примере русской народной песни "Возле речки, возле моста" в обработке В. Мотова."


Автор: Нуждина Анастасия Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ с. Быков
Населённый пункт: Сахалинская область, Долинский район
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением музыкального произведения на примере русской народной песни "Возле речки, возле моста" в обработке В. Мотова."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка открытого урока

преподавателя по классу баяна Нуждиной А.В.

ТЕМА: «Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением

музыкального произведения на примере русской народной песни

«Возле речки, возле моста» в обработке В. Мотова.»

Тип занятия:

урок закрепления и обобщения знаний.

Методы:

продуктивный, словесный, практический, наглядно-демонстрационный.

Форма работы:

индивидуальная.

Цель

урока:

составить

общее

впечатление

о

произведении

с

помощью

теоретического анализа и подтвердить предварительно полученные в результате

анализа представления на основе реального звучания исполненным произведением в

конце урока.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

1.1 расширить кругозор (сведения об авторе, история создания произв-я)

1.2 определение формы произведения, темы, жанровая принадлежность

1.3 определение тонального плана и особенностей метроритмического

рисунка, штрихового решения

1.4 при помощи авторских указаний и текста определить характер данного

произведения через образно-ассоциативное мышление

1.5 закрепление полученных навыков игры на инструменте

2. Развивающие:

2.1 определить уровень внимательности, наблюдательности (смекалка) и,

даже усидчивости учащегося

2.2 развитие образных представлений

2.3 умение анализировать

2.4 развитие учебно-управленческого умения: волевые качества,

самоконтроль, соотношение со временем выполнения задания

2.5 развитие и укрепление межпредметных связей

3. Воспитательные:

3.1 сохранение народных традиций

3.2 воспитание патриотизма

План урока:

1.

Организационный момент – 5 мин.

2.

Беседа с обучающимся о характерных особенностях русской народной песни,

средствах музыкальной выразительности, определение технических

сложностей – 5 мин.

3.

Исполнение музыкального произведения, физ. минутка –15 мин.

4.

Творческая работа, совместный анализ произведения – 10 мин.

5.

Подведение итогов занятия – 5 мин.

6.

Домашние задание – 5 мин.

Ход урока:

1

1. Организационный момент (подготовка к работе).

- психологическая настройка;

- активизация внимания;

- работа над техническим материалом (исполнение упражнений для беглости пальцев

с осмыслением звуковых и двигательных задач; исполнение гаммы До мажор разными

штрихами и динамическими оттенками, аккордов арпеджио).

2. Беседа с обучающимися о характерных особенностях русской народной песни,

средствах музыкальной выразительности, определение технических сложностей.

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и

оригинальных, как русский народ.

«Возле речки, возле моста» а – это русская народная песня, слова и музыка

которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни

нет определённого автора или автор неизвестен.

Для полноценного восприятия музыкального произведения надо понять смысл

использования средств музыкальной выразительности и ощутить его эмоциональную

окраску.

Р.н.п. — это текст, слово которого является носителем русской культуры.

Зачастую используется не литературный язык, а бытовая речь (подчёркнутые слова),

т.о. можно по тексту определить территориальность и диалект. Изучая и сохраняя

традиции русского народа, развиваются межкультурные коммуникации. Человек

другой веры не чувствует себя ущемлённым - он приобщается к русской культуре.

Вариация -

(от латин. слова varius, различный). — Вариацией, т. е. изменением,

или

уклонением,

считается

в

музыке

прием,

вследствие

которого

мелодия

видоизменяется, не теряя при этом своих характерных очертаний. В., по отношению к

мелодии, можно сравнить с мимикой, благодаря которой лицо, прежде находившееся

в спокойном состоянии, получает всевозможные выражения. Приемы В. встречаются

в очень многих музыкальных сочинениях, как средство украшения или видоизменения

мелодии, ради разнообразия при ее повторении. Тема не должна быть обширна; форма

ее — период. При этом необходимо характерное и ясное мелодическое очертание;

сопровождение темы должно быть несложно. Тему следует писать так, чтобы

слушатель мог ее легко запомнить. Чем меньше тема, тем вариаций больше. Средства

В. следующие: гармоническая фигурация, мелодическая фигурация, перемена

гармонизации, перемена наклонения, перемена ритма, темпа.

Обсудить строение предложения, фразы, мотива. Особое внимание надо уделить

фактуре изложения

материала –

в

данном

случае есть

голос

(мелодия)

и

аккомпанемент (сопровождение). Опираясь на указания автора Con

moto

,

мы

понимаем, что штрих аккомпанемента будет staccato

с обязательной опорой на

сильную долю, тем самым указывая на своеобразие данной песни – плясовая! В

дальнейшем, чтобы сдвинуть темп пьесы мы будем мыслить широкими фразами, и

опора будет одна на 4 такта.

Тональный план – самое обычное сочетание S-T-D-T в мажоре и переход в

параллельный минор (частушечный, плясовой наигрыш), ведь каждая песня имеет

отношение к какому-либо бытовому моменту.

Ровное и чёткое движение восьмых в аккомпанементе даёт моторность и

движение пьесе.

2

3. Исполнение музыкального произведения, физминутка.

- определение положительных моментов и недостатков в исполнении обучающимися

музыкального произведения.

4. Творческая работа, совместный анализ произведения.

ХАРАКТЕР

ЗВУЧАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФАКТУРА, И ПРИЕМЫ

ВАРЬИРОВАНИЯ

СРЕДСТВА

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,

ПРИЕМЫ

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

(ШТРИХИ)

Тема –2

предложения,

4 фразы

1 предложение

тема песни звучит

в До мажоре,

характер веселый,

танцевальный

2 предложение

в ля миноре.

Смена тонального

плана

сохраняется во всех

вариациях, темп

неизменный.

Изложение терциями.

Темп подвижный.

Игра терциями,

акценты.

Ритмический

рисунок

характерный для

песен, яркая на

форте динамика

1 вариация

1 предложение

На фоне звуков

темы звучат

подголоски снизу,

во 2 предложении

подголоски сверху

- все имеет

песенный характер.

Элементы

полифонии -

изложение

подголосочного

характера.

Звуки темы точно

сохраняются.

Звуки

темы половинными и

подголоски

восьмыми.

Звучит на пиано и

легато.

2

вариация

1 предложение:

контрастно

предыдущей

вариации.

Решительное, на

форте

подчеркивание 1

доли акцентами,

скачки на октаву

придают

танцевальный

характер.

2 предложение:

звучит контрастно,

Интервальные скачки

с проходящими

звуками, звуки темы

сохраняются.

Штрих стаккато

на форте

сменяется во 2

предложении на

легато и пиано.

3

на пиано, акценты

уходят на 2 долю.

3

вариация

Подчеркнутость

характера

аккордовой

фактурой, яркостью

звучания,

выделением 1 доли

акцентами – дает

эффект развития

танцевального

характера.

2 предложение –

звучит в миноре,

более мягко, но

характер музыки не

меняется.

Ритмическое

аккордовое

подчеркивание и

арпеджированное

допевание, звуки

темы сохраняются на

сильную долю.

Легато в

арпеджированных и

в гаммообразных

движения.

4

вариация

Новая тема

изменена, звучит в

низком регистре с

постепенным

расширением

диапазона с малой

до 2 и 3 октавы. По

характеру

напевная,

вокальная.

2 предложение в

высоком регистре с

нисходящими

ходами по звукам

трезвучий

Ходы по звукам

трезвучий с

проходящими

хроматическими

движениями.

В басовом ключе

фигурное изложение

аккомпанемента.

Легато и

стаккато на басовый

звук и легато

аккордовое

сопровождение.

5

вариация

Кружевной,

ажурный рисунок

хороводной с

нисходящим

движением до 4

октав. Звуки темы

сохраняются

Изменение за счет

фигурационного

варьирования,

вспомогательных и

проходящих звуков

шестнадцатыми.

2 предложение –

вкрапляются звуки

темы и подголосок,

отстоящий от

основного звука

темы на полутон.

легато

6

Аккорды звучат

Аккордовая фактура

Нон легато

4

вариация

собрано, четко,

поддерживая

первоначальный

характер темы, в

сочетании с

танцевального

характера

октавными ходами

из проходящих

звуков.

Всё устремляется к

финальному

октавному

движению и яркой

тонике в 2-3 октаве.

в сочетании с

октавными ходами.

Во 2 предложении

появляются скачки

на терцию.

5. Подведение итогов:

- как прошел урок?

- со всеми ли задачами справились на уроке?

6. Домашние задание:

- добиваться точного исполнения штриховых приёмов, исполнения акцентов в

вариациях.

В работе урока применяются методы словесного показа (объяснение новых

понятий), тактильной наглядности через непосредственное изучение инструмента,

анализа

слушаемых

(дополнительно)

произведений,

коммуникативный

метод,

наилучшим

образом

способствующий

реализации

главной

задачи

обучения:

формирование музыкальной культуры личности.

При

подготовке

урока

мною

учитывались

возрастные

и

индивидуальные

особенности учащегося: высокий интерес к обучению данного предмета, хорошие

потенциальные возможности для овладения игрой на инструменте, умение сравнивать

и обобщать услышанное, музыкальная память, ритм, слух, темперамент.

В процессе урока учитываются впечатления, знания и умения, полученные на

других уроках (т.е – обращение к межпредметным связям).

Прежде всего – сольфеджио.

Это – проверка знаний в интонационном

(интервальном) развитии, умение определять гармонию.

Говоря о композиторе, жанрах, форме построения можно вспомнить уроки

музыкальной литературы.

Развивается пространственно-образное мышление – тем самым проводится

связь с уроками литературы в школе. Ученик через художественное слово

знакомится с некоторыми особенностями текста песни (диалекта). Всё это

помогает полнее и глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в

музыкальном произведении.

Развитие

двигательных

навыков

(координация

рук)

предполагает

использование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры

5

(движение кистями, пальцами, положение и движение рук в стороны и перед

грудью)

Нотный текст – это конспект мысли композитора! Существует для того, чтобы

связать две творческие личности: композитора и слушателя. Авторский текст, это то,

что имел ввиду композитор, т.е. – это внетекстовое информационное поле:

- биографические сведения

- особенности данного исторического периода

- стилевые характеристики эпохи

- стилевые характеристики композитора

- жанровые характеристики

- аналогии их произведений смежных видов искусства, и многое другое, вплоть

до философии…

Список использованной литературы:

1.Партитура русской народной песни «Возле речки, возле моста» в обработке В.

Мотова.

2. И.Л. Булахов "Методика работы с оркестровым коллективом" Учебное пособие для

студентов по специальности: оркестр народных инструментов. Часть I, Краснодар

2005 г.

3.

И.Л. Булахов "Методика работы с оркестровым коллективом" Часть II, Краснодар

2009 г.

4. А. Илюхин «Русский оркестр» Москва, 1948 г.

5. К. Ольхов «Теоретические основы дирижерской техники», Ленинград «Музыка»,

1984 г.

6



В раздел образования