Автор: Боронина Ирина Леонидовна
Должность: преподаватель по классу ударных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №11 им. М.И. Носырева
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств предмет "Специальность - Ударные инструменты" в ДШИ и ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: "ОСВОЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
ПРЕДМЕТ "СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" В ДШИ
И ДМШ"
Введение
Дополнительные предпрофессиональные программы в области
искусств
являются
важной
частью
системы
художественного
образования в России. Они направлены на выявление одаренных
детей,
создание
условий
для
их
художественного
образования,
эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков
в области выбранного вида искусства. Одним из предметов данных
программ является "Специальность - ударные инструменты", который
играет ключевую роль в формировании музыкальных способностей и
профессиональных компетенций обучающихся.
Цель методической разработки:
Раскрыть
особенности
освоения
дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств по предмету
"Специальность - ударные инструменты" в детских школах искусств
(ДШИ) и детских музыкальных школах (ДМШ).
Задачи:
Охарактеризовать
структуру
и
содержание
дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств.
Выявить специфику преподавания предмета "Специальность -
ударные инструменты" в ДШИ и ДМШ.
Определить
методические
подходы
и
педагогические
технологии,
способствующие
эффективному
освоению
данного
предмета.
Рассмотреть формы и методы контроля и оценки результатов
обучения.
Структура
и
содержание
дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств
Дополнительные предпрофессиональные программы в области
искусств
разработаны
в
соответствии
с
федеральными
государственными
требованиями
и
включают
в
себя
комплекс
учебных предметов, охватывающих различные аспекты музыкального,
изобразительного,
хореографического
и
других
видов
искусств.
Программы предусматривают 8-9-летний срок обучения и состоят из
следующих предметных областей:
Музыкальное исполнительство
Теория и история музыки
Пленэрные практики
Художественное творчество
Танец и другие.
В рамках предметной области "Музыкальное исполнительство"
одним из ключевых предметов является "Специальность - ударные
инструменты". Данный предмет направлен на:
Овладение техникой игры на ударных инструментах
Развитие
музыкальных
способностей
(ритмического
чувства,
звуковысотного слуха, музыкальной памяти)
Формирование
навыков
ансамблевого
и
оркестрового
музицирования
Приобретение опыта концертных выступлений
Специфика преподавания предмета "Специальность - ударные
инструменты" в ДШИ и ДМШ
Преподавание
предмета
"Специальность
-
ударные
инструменты" в ДШИ и ДМШ имеет ряд особенностей:
Разнообразие
ударных
инструментов,
включающих
в
себя
мелодические (ксилофон, маримба, вибрафон), шумовые (барабаны,
тарелки, треугольники) и другие. Это требует от педагога владения
широким спектром исполнительских навыков.
Необходимость
развития
у
обучающихся
комплекса
музыкальных способностей: чувства ритма, координации движений,
музыкальной памяти, эмоциональной выразительности.
Важность формирования навыков ансамблевого и оркестрового
музицирования,
позволяющих
обучающимся
приобрести
опыт
коллективного исполнительства.
Организация
концертной
деятельности,
способствующей
развитию сценической культуры и исполнительского мастерства.
Методические подходы и педагогические технологии
Эффективное
освоение
предмета
"Специальность
-
ударные
инструменты" предполагает использование следующих методических
подходов и педагогических технологий:
Индивидуальный
подход
к
обучению,
учитывающий
индивидуальные
особенности,
способности
и
темп
освоения
материала каждым обучающимся.
Применение технологий развивающего обучения, направленных
на формирование музыкального мышления, творческих способностей
и исполнительских навыков.
Использование
интерактивных
методов
обучения,
таких
как
игровые
технологии,
проблемное
обучение,
метод
проектов,
способствующих
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся.
Включение
в
процесс
обучения
элементов
музыкально-
теоретической
подготовки
(освоение
нотной
грамоты,
изучение
музыкальных форм, жанров и стилей) для более глубокого понимания
исполняемых произведений.
Организация
ансамблевого
и
оркестрового
музицирования,
позволяющего обучающимся применять полученные исполнительские
навыки в коллективном творчестве.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Для оценки результатов освоения предмета "Специальность -
ударные инструменты" применяются следующие формы и методы
контроля:
Текущий контроль:
Поурочный опрос
Проверка домашних заданий
Контрольные работы
Промежуточная аттестация:
Академические концерты
Технические зачеты
Прослушивания
Итоговая аттестация:
Выпускные экзамены
Концертные выступления
Оценка
результатов обучения осуществляется по
5-балльной
шкале и учитывает:
Уровень технического развития
Музыкальность и выразительность исполнения
Сформированность комплекса музыкальных способностей
Активность и творческий подход в процессе обучения
Заключение
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в
области
искусств
по
предмету
"Специальность
-
ударные
инструменты"
в
ДШИ
и
ДМШ
является
важным
направлением
музыкального образования, способствующим выявлению и развитию
одаренных детей, формированию их профессиональных компетенций.
Эффективность данного процесса достигается за счет использования
разнообразных методических подходов и педагогических технологий,
а также системы контроля и оценки результатов обучения.