Автор: Британская Виктория Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБУ ОО ЗО "СОШ№3"
Населённый пункт: Запорожская обл., г. Бердянск
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Раздел: начальное образование
Британская В.Б., учитель начальных классов
Запорожская обл., г. Бердянск
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация
Актуальность данной статьи заключается в том, что современная начальная
школа переходит к новым формам и методам обучения, которые нацелены на
самостоятельную работу учащихся начальной школы. Как раз метод проекта
является ярким примером самостоятельного, проблемного и творческого
обучения учащихся.
Ключевые слова
Метод проекта, младшие школьники, учебный проект, самостоятельная
работа учащихся, групповая работа.
Современный этап развития общества требует новых технологий обучения,
поэтому и возникла необходимость возрождения метода проектов. Метод
проектов возник еще в начале ХХ века. Его основали американские ученые
Джон Дьюи и его последователь Уильям Килпатрик. В то время в основе
проекта лежал интерес ребенка.
Работа над проектом в американской школе включала в себя осознание
учеником цели, оформление замысла, разработку организационного плана,
работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета.
Метод проектов привлек внимание и отечественных ученых начал
применяться в учебно-воспитательном процессе, но в 1931 году из-за
недостаточности квалифицированных кадров постановлением ЦК ВКП(б)
метод проектов был осужден и запрещен. И только в 1991 году метод проектов
снова вступает в силу и возвращается в российские школы.
Над разработкой и внедрением метода проектов работали Дж. Дьюи, В.
Килпатрик, Э. Коллингс, доказывая, что обучение становится успешным только
тогда, когда оно подчиняется наклонностям ребенка и избегает принуждения. В
отечественной
педагогической
науке
и
практике
различные
аспекты
организации проектной деятельности рассматриваются в трудах В. Гузеева, М.
Гуревича, А. Коберника, И. Лернера, Н. Матяш, М. Павловой, Е. Павлютенкова,
Е. Полат, г. Селевка, В. Симоненко и др.
Такой подход к обучению требует подготовки как учителя, так и учеников.
Так как метод проектов сориентирован на индивидуальную, групповую или
парную работу, то он требует от учащихся самостоятельной работы, а роль
учителя заключается в консультировании. Работа над проектом всегда
предполагает
решение
проблемы:
с
одной
стороны
–
использование
совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой –
необходимость интегрирования знаний, умение использовать знания из разных
отраслей науки. Результат учебных проектов должен быть ощутимым, то есть
учащиеся должны презентовать все свои достижения в проведенной работе.
Результаты проектной деятельности могут быть в виде стенгазеты
или
презентации. Можем дать определение методу проектов. Метод проектов-это
комплексный
учебный
метод,
который
позволяет
индивидуализировать
учебный процесс, дает возможность выявить самостоятельность школьников в
планировании, организации и контроле своей деятельности.
Структура выполнения учебного проекта определена как сочетание шести
букв "П", а именно: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация,
портфолио.
Единой
классификации
метода
проекта
не
существует.
Самой
распространенной является классификация проектов, предложила Э. Полат.
Автор сгруппировали их по нескольким признакам: доминирующей в проекте
деятельностью (исследовательский, творческий, игровой, информационный,
практико-ориентированный);
предметно-содержательной
отраслью
(монопроекты,
межпредметные
и
надпредметные
проекты);
характером
контактов (внутренние, региональные, международные проекты); количеством
участников
(личностные,
парные
и
групповые);
продолжительностью
исполнения (краткосрочные, средней продолжительности, долговременные).
Метод проектов можно использовать на любых уроках в начальной школе.
Мы рассмотрим метод проектов на уроках окружающего мира.
Проектную технологию обучения можно применять с первого года
обучения
окружающему
миру.
Так
в
календарном
планировании
уже
указываются темы для мини проектов учеников первого класса.
Авторы
учебников предлагают такие проекты: "Как экономно использовать воду в
повседневной жизни?", "Как нужно ухаживать за домашними любимцами –
растениями и животными?", "Чем питаются животные?", "Мое любимое место
отдыха на природе в городе (деревне)», «Чем славится мой родной город
(деревня)».
В первом классе проекты лучше делать парными. Это для того чтобы
ученики уже с первого класса учились работать самостоятельно и в парах.
Разделять обязанности между участниками проекта, выбирать для себя ту
работу, которую ученик может точно выполнить.
Проектная деятельность состоит из четырех этапов. На первом этапе
проектной деятельности ученикам предлагается название проекта, которое
заранее подобрал учитель. На этом этапе ученики делятся на группы, лучше
чтобы в одной группе были ученики всех уровней учебных достижений. После
этого начинается второй этап проекта. Ученики вместе с учителем составляют
план работы над проектом, подбирают литературу и что будет результатом их
работы. Также на этом этапе ученики делят обязанности в группах, выбирают
старосту.
На третьем этапе проекта ученики работают самостоятельно, пользуются
литературой, делают стенгазету. Если у группы возникает вопрос, то они могут
обратиться за советом к учителю. На этом этапе целесообразно организовать
дополнительные часы в послеурочное время, чтобы ученики могли задать
вопросы учителю.
На последнем, четвертом этапе ученики презентуют результаты своей
работы. Во время проекта учитель контролирует все группы, следит чтобы у
детей не исчезла учебная мотивация, не возникало споров в группе.
Психолого-педагогические возможности метода проектов очень высоки.
Проектная деятельность максимально направлена на субъектное пробуждение и
развитие личности младшего школьника, поскольку вполне соответствует ее
возрастным потребностям и особенностям. Использование методов проектов
способствует развитию навыков мышления.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1.
Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. Метод проектов в начальной
школе : система реализации. – В., 2010
2.
Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» //
Журнал «Начальная школа», 2005-№9
3.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников : книга для учителей начальных классов. – М.: Вентана-Граф,
2004.