"Роль педагогического артистизма в профессиональной деятельности учителя"
Автор: Мачюлис Диана Витальевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Роль педагогического артистизма в профессиональной деятельности учителя" Раздел: полное образование
«РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ».
Современные тенденции развития образования, возросшие
профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в
формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его
творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. И коль
мы говорим об учителе как о творческой индивидуальности, я хотела бы
обратиться к истории.
Еще с момента своего утверждения при Петре Первом, российская система
образования была сориентирована на знания во имя господства над внешним
миром. Поэтому создание системы светского образования началось в петровской
России с создания навигационной школы, кадетского корпуса, морской академии
и других учебных заведений военного, либо промышленно-прикладного
назначения. Предметы же гуманитарного свойства в те времена не преподавались
в качестве учебных дисциплин. Царскосельский лицей пушкинских времен был
исключительным явлением в этом ряду: в нем поощрялось гуманитарное
образование, опиравшееся на все виды искусства и ориентированное на развитие
природных дарований всех без исключения воспитанников лицея.
Не потому ли, практически все сокурсники А.С. Пушкина стали
выдающимися личностями, блистательно проявившими себя в различных видах
общественной деятельности. Примечателен тот факт, что в конце
XX века
именно Царскосельский лицей был признан американскими исследователями
самым совершенным учебным заведением за всю историю существования
образовательных учреждений на планете. Этот пример говорит о том, что
выдающуюся творческую личность может воспитать тот педагог, который сам
является творческой индивидуальностью.
Творческий стиль индивидуальной деятельности педагога несет в себе как
общее (педагогическую направленность, педагогические способности, знание и
умение использовать психолого-педагогические закономерности,
психологическую отзывчивость, наблюдательность, педагогический такт),так и
специфическое, во многом неповторимое.
И сегодня общепризнанным является тот факт, что педагогика – это не
только наука, но и искусство. Специфика педагогического творчества заключается
в том, что его нужно рассматривать как сотворчество учителя и ученика. Педагогу
же, как творческой личности, необходимо владеть педагогической логикой,
развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации,
педагогический артистизм.
Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор,
сколько полпред культуры, духовный наставник. Чтобы справиться с этой
миссией он должен уметь поддерживать свою творческую форму, обладать
искусством самовыражения. Тут вполне разумно обратиться к резервам
театральной педагогики.
Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным
творчеством. Это видно из определения понятия артистизм: актёрский и
учительский.
АРТИСТИЗМ (АКТЕРСКИЙ) – совокупность специальных
способностей (способность к перевоплощению, обаяние, заразительность,
данные, человеческая ценность), связанных с физической организацией
актёра, с особенностями эмоционального аппарата, своеобразным
творческим мышлением.
АРТИСТИЗМ (УЧИТЕЛЬСКИЙ) – способность к органическому
существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество,
стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение
выстраивать свое поведение в те моменты, когда оказание педагогического
воздействия одним только естественным чувством, лишённым
педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к
желаемому результату и необходимо сознательно созданное поведение в
соответствии с ситуацией.
Хотелось бы обратить внимание на то, что артистизм – не только
способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то предать, эмоционально
воздействуя на ученика. Артистизм подлинный – это богатство и красота
внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее,
представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически
сочетая логическое и эстетическое.
Педагогический артистизм – это большая, постоянная работа над собой, это
постоянный поиск. Именно сейчас, как никогда, нужны артистичные педагоги с
широким диапазоном реакций, способные увлечь ученика, приблизить проблемы
и задачи своей науки к миру его интересов; верно определить содержание и
атмосферу общения и подходы к организации педагогической деятельности.
Именно от него будет зависеть, станет ли для ребят общение с педагогом ярким,
многоцветным, зовущим к творчеству и саморазвитию. Именно артистичный
педагог способен оживить, одухотворить педагогическое взаимодействие.