Напоминание

"Формирование коммуникативных способностей, развитие творчества, мышления, мелкой моторики рук и графических навыков у детей дошкольного возраста".


Автор: Прасолова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка
Населённый пункт: с.Алтайское, Алтайский р-н, Алтайский край
Наименование материала: проект "Пальчиковая страна"
Тема: "Формирование коммуникативных способностей, развитие творчества, мышления, мелкой моторики рук и графических навыков у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское. Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет и формирование графомоторных навыков у детей 5-7 лет». ПРОЕКТ « Пальчиковая страна» для детей дошкольного возраста Автор: воспитатель первой квалификационной категории Прасолова Любовь Ивановна с. Алтайское 2014 г.
2 Содержание: 1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Наименование проекта • Вид проекта • Основания для разработки проекта • Назначение проекта: • Сроки реализации проекта • Объект проекта • Субъекты проекта • Разработчики проекта • Постановление об утверждении проекта • Орган, ответственный за контроль реализации проекта стр. 3-4 2 Актуальность стр. 4-5 3 Цель, задачи. стр. 5 4 Принципы реализации проекта. стр. 5-6 5 Этапы реализации проекта. стр. 6-7 6 Содержание работы с детьми по проекту стр. 7-8 7 Взаимодействие с родителями воспитанников. стр. 9 8 Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ стр. 10 9 Взаимодействие с социальным окружением. стр. 10 10 Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ по физическому направлению развития дошкольников. стр. 11-12 11 Ожидаемые результаты проекта стр. 12 12 План действий по реализации проекта для детей дошкольного возраста. стр. 13-15 13 Литература. стр. 16
3 1. Паспорт проекта Наименование проекта Проект муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» Тип проекта По содержанию Практико-ориентированный, игровой. Интегративный. Основания для разработки проекта 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17.09.2013 г. N 1155. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 27.10.2011 г. №2562. 5. Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 7. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09. 2013 г. N 513 "О законе Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае» 8 Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка». 9. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка». Назначение проекта: Проект определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи; направлен на формирование коммуникативных способностей, развитие творчества, мышления, мелкой моторики рук и графических навыков у детей. Сроки реализации проекта Сентябрь 2014 - май 2018 г. Объект проекта МБДОУ детский сад «Сказка» Субъекты проекта Дети, родители, воспитатели, инструктор по физической
4 культуре, музыкальный руководитель, медсестра, логопед районной поликлиники, администрация. Разработчики проекта Воспитатель первой квалификационной категории Прасолова Любовь Ивановна Орган, ответственный за контроль реализации проекта Старший воспитатель высшей квалификационной категории Кузнецова Вера Александровна 2. Актуальность. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В.А. Сухомлинский В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Развитие мелкой моторики взаимосвязано: - с развитием познавательных способностей;
5 - с развитием речи; - развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин). С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Таким образом, «Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» – утверждают ученые. По мнению М.М. Кольцовой: «систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко. Какой совершенный инструмент дала нам природа! И если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Поэтому, разрабатывая проект, особое внимание я уделила планированию работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию общей и мелкой моторики рук, а с детьми старшего дошкольного возраста - развитие графомоторных навыков; использованию наиболее эффективных форм, методов и приемов, влияющих на формирование моторики, графики письма, адаптированных к условиям и специфики ДОУ, возрастным и индивидуальным особенностям детей группы «Веселый улей» детского сада «Сказка». Совместная деятельность по данному проекту проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. 3. Цель: Создать оптимальные условия для: • практической подготовки мелкой мускулатуры рук ребенка младшего и старшего дошкольного возраста, • использования наиболее эффективных форм, методов и приемов, влияющих на формирование моторики, графики письма, адаптированных к условиям и специфики ДОУ, возрастным и индивидуальным особенностям детей группы «Веселый улей» детского сада «Сказка».
6 Задачи: • Развивать и совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движениями. • Развивать зрительно-моторную координацию. • Обучать пониманию и выполнению инструкций. • Развивать речь: умение вслушиваться, развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас. • Расширять кругозор. • Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение; • Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания. Реализация этих задач, с учётом возрастных особенностей детей, способствуют их интеллектуальному развитию, и формирует готовность к обучению в школе. Решение задач требует соблюдения специальных подходов к обучению. Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы: 4. Принципы реализации проекта. • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. • Принцип гуманности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка. • Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности. • Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении. • Принцип системности - систематичность и взаимосвязь развивающего материала, его конкретность и доступность, постепенность наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
7 5. Этапы реализации проекта. Этапы Срок Участники Содержание 1 этап Организационно- подготовительный Сентябрь – декабрь 2014 Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - определение темы; - формирование цели, задач; - сбор информации, литературы, дополнительного материала; - анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по данной теме; - определение сроков реализации проекта; - составление плана-схемы проекта; - обсуждение проекта с воспитателем группы, специалистами ДОУ. - формирование мотивационной готовности родителей и детей к участию в проектной деятельности. - создание условий для реализации проекта; - - о о р р г г а а н н и и з з а а ц ц и и я я предметно- пространственной развивающей среды для детей - проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики. 2 этап Практический Декабрь 2014- Апрель 2018 Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - реализация проекта через мини-проекты. - реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики, графомоторных навыков и развитию речи у детей дошкольного возраста.
8 3 этап Аналитический Май 2018г. Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - самоанализ педагогом своей деятельности. - творческие отчёты в различных формах (проведение НОД, фото выставки, презентации, творческие акции). - систематизация информации; - создание методических рекомендаций для использования данной технологии в практике работы дошкольного учреждения; - презентация результатов проектной деятельности для родителей; - презентация результатов проектной деятельности для педагогов ДОУ на педагогическом совете. 6. Структура и содержание. Основой содержания работы с детьми по проекту в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:  Познавательное  Речевое.  Социально-личностное.  Художественно-эстетическое.  Физическое. Планирование образовательной работы в рамках проекта осуществляется:  в организованной детской деятельности;  в ходе режимных моментов;  в самостоятельной детской деятельности;  при взаимодействии с семьями воспитанников и социальным окружением. Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Совместная деятельность взрослого и ребенка
9 Групповая Индивидуальная Подгруппами Формы и методы - Художественное творчество - Познание - Физическая культура - Музыка - Социализация - Коммуникация - Безопасность - Здоровье - Чтение художественной литературы - Труд Утренний отрезок времени, утренняя гимнастика, прогулка Деятельность с детьми во 2 половину дня: гимнастика после сна, прогулка Досуги Игры Праздники Развлечения Игротренинги и пр. 7. Взаимодействие с родителями воспитанников. 1. Консультации и папки передвижки. - «Ум на кончиках пальцев». - «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста» - «Пальчиковые игры для дошколят». - «Играем пальчиками и развиваем речь». - «Двигательно-речевые упражнения для детей в домашних условиях» - «Как подготовить руку ребенка к письму». 2. Обмен опытом семьи Цеплаковых в вопросах по теме. 3. Совместное проведение досуга «Играем вместе». 4. Привлечение родителей к изготовлению игр и упражнений по теме (шнуровки, вкладыши, трафареты, ксерокопирование и т.д.). 6. Совместная выставка детского творчества и фото выставка. 7. Привлечение родителей к подготовке и участию в проведении занятия «Путешествие дошколят».
10 8. Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ. Консультации и памятки для педагогов:  «Использование игр и упражнений на развитие моторики во время занятий».  «Использование графических диктантов на занятии ФЭМП и в свободной деятельности ребенка» 9. Взаимодействие с социальным окружением. МБДОУ «Сказка» Педагоги АСОШ №5 Школа искусств Районная библиотека Установление взаимосотрудничества и результативность работы по проекту. Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ Администрация ДОУ Муз. рук. Физ. рук. Медсестра Старший воспитатель Воспитатели Консультации. Праздники и развлечения. Медико-педагогические советы. Практические семинары .
11 10. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ Вид помещения Основное предназначение Оснащение Методический кабинет • Осуществление методической помощи педагогам; • Организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства; • Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по развитию м\м рук. • Библиотека педагогической, методической и детской литературы; Библиотека периодических изданий; Музыкально- физкультурный зал • Музыкальные и физкультурные занятия • Утренняя гимнастика; • Физкультурные праздники, досуги; • Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей • Шкаф для используемых специалистами пособий, игрушек, атрибутов • Музыкальный центр, аудиокассеты, пианино, телевизор, DVD и MP3 диски, • Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания • Шкафы для мелкого спортивного оборудования Коридоры ДОУ • Информационно- просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями. • Информационные стенды для родителей, педагогов, творческой группы «Речецветик» и пр.). «Зеленая зона» участка • Прогулки на воздухе • Игровая деятельность; • Самостоятельная двигательная деятельность детей, • Физическая культура на улице. • Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп. • Игровое, функциональное, (навесы, столы, скамьи) и спортивное оборудование. • Физкультурная площадка. • Зона отдыха для
12 эмоциональной разгрузки (огород, альпийская горка, клумбы с цветами). Групповая комнаты • Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности • Физкультурный уголок. • Дидактические, настольно- печатные игры по развитию мелкой моторики рук дошкольников. • Методические пособия по теме. • Магнитола. Приемная комната (раздевалка) • Информационно- просветительская работа с родителями. • Информационные стенды для родителей. • Выставки детского творчества. Медицинский кабинет • Осмотр детей, консультации медсестры, врача- логопеда; • Консультативно- просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ • Изолятор • Медицинский кабинет Микроцентр «Пальчиковая страна» • Индивидуальное развитие моторных и графомоторных навыков в самостоятельной деятельности детей • Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, общеразвивающих упражнений. • Пальчиковый театр. • Дидактические, настольно- печатные игры по развитию мелкой моторики рук дошкольников Спортивная площадка  Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность. • Гимнастическая стенка, лианы, бревна, скамейки, мишени, баскетбольная площадка.
13 11. Ожидаемые результаты проекта: Ожидаемые результаты: дети: - развитие мелкой моторики; - развитие речи; - сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу; - развитие двигательной активности; - повышение уровня концентрации внимания, памяти; - развитие пространственной ориентации. родители: - вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи. - повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики. педагог: - повышение теоретического уровня и профессионализма; - внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики; - самореализация. • Сформированность умений и навыков у детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; • Понимание и выполнение инструкций; • Интерес к пальчиковым играм; • Интерес и умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные игры, материал, практические упражнения и т.д.; • Заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. 12. Реализации проекта Младшая группа (3-4 года) Основные задачи обучения: 1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук. 2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением. 3. Развивать зрительно-двигательную координацию. 4. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур. 5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов. 6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги). 7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого. Тема Задачи по темы Игрушки Учить распознавать и выбирать такой же по величине
14 предмет (большой - маленький). Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очерёдности. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис. Обучать ритмичному нанесению точек по всей странице. Активизировать словарь по теме. Посуда Развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной). Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме. Домашние птицы Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный опыт. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. Домашние животные Формировать координацию движений указательного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, заданном стихами. Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. Зима Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладонями, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно). Закреплять умение выполнять движения кистями рук по подра- жанию. Развивать конструктивный праксис, учить различать и называть основные цвета. Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и мазки. Развивать речь. Дикие птицы Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Закреплять навык работы
15 с разрезными картинками (фигурный разрез). Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка. Расширять активный и пассивный словарь по теме Дикие животные Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. Транспорт Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладонями и подушечками пальцев). Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по показу взрослого, проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения. Лето. Цветы Обучать составлению узоров и фигур из мелких предметов (спички, палочки, геометрические фигуры и т. д.). Продолжать формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов. Закреплять умения проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения. Средняя группа (4-5 лет) Основные задачи: 1. Формировать специфические навыки в действиях рук: захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания, графические навыки 2. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений. 3. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. 4. Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений. 5. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции. Тема Задачи по темы Осень Формировать умение поочередно загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки,
16 ориентироваться на листе бумаги (вверху - внизу). Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Восстановить навык изображения прямых линий на ограниченной поверхности. Активизировать словарь по теме. Огород. Овощи Учить по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. Формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением слева направо. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Обогащать словарный запас Сад. Фрукты Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету. Активизировать словарь по теме. Лес. Грибы и лесные ягоды Учить попеременно соединять все пальцы с большим в соответствие с текстом, выкладывать «дорожки» из мелких предметов по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Совершенствовать навык изображения кругов. Развивать творческое воображение (видеть за изображением кругов реальные объекты). Расширять словарь по теме. Профессии Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением, изображать прямые и кривые линии. Развивать конструктивный праксис, зрительное внимание. Совершенствовать умение брать мелкие предметы щепотью и удерживать их некоторое время. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию, раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш. Развивать импрессивную и экспрессивную речь. Зима. Зимние забавы Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного
17 контроля. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Активизировать словарь по теме. Новогодний праздник Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь, зрительное внимание, умение соотносить предметы разной величины. Учить выполнять шнуровку слева направо без перекрещивания шнурка. Совершенствовать навык рисования кругов по пунктирной линии, закрашивания предмета, не выходя за контур. Расширять словарь по теме. Домашние животные Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию), изображать спирали по пунктирным линиям. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 4-6 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. Транспорт Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу, используя захват предметов указательным типом хватания, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения прямых и волнистых линий. Активизировать словарь по теме. Инструменты Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Развивать конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию, речь. Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их, не выходя за контур. Дом. Семья Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию), составлять орнамент по образцу. Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением (по подражанию). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Закрепить навык изображения прямых линий самостоятельно, обращая внимание на непрерывность проведения линии. Закрашивать готовое изображение, не выходя за контур. Расширять активный и пассивный словарь по теме.
18 Мамин день Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого. Продолжать учить брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учи- тывая размер и цвет. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным линиям. Активизировать словарь по теме. Аквариум Учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением (по подражанию), захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания. Формировать навык изображения волнистых линий по пунктиру. Обогащать словарь по теме. Весна. Приметы весны Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой. Совершенствовать навык изображения волнистых линий, придерживаясь середины дорожки. Обогащать словарь. Насекомые Продолжать учить выполнять действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Формировать навык ритмичных движений и их переключаемость. Закрепить навык рисования волнистых линий по пункти- ру, регулируя силу нажима на карандаш. Развивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Старшая группа (5-6 лет) Основные задачи: 1. Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки. 2. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка - лепестки, к веточкам - листья и т. д.); размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см); проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом); штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.). 3. Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка («дождик», «дорожка» и т. д.) сначала в два отверстия, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу); индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами. Тема Задачи темы.
19 Детский сад Формировать умение попеременно касаться всеми пальцами большого, согласовывая действия со словами. Учить застегивать кнопки, пуговицы, крючки различной величины. Развивать умение определять на ощупь предметы по плоскостным трафаретам. Продолжать учить проводить непрерывные линии, не отрывая карандаша от бумаги, между двумя линиями по дорожке. Активизировать словарь по теме. Осень.Осенние признаки Учить выполнять игры с пальцами по подражанию и речевой инструкции, проводить короткие линии под наклоном по образцу, следить за движением руки сверху вниз, закрашивать предмет в пределах контура. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в манипуляциях с различными предметами. Формировать понятия: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу». Обогащать словарный запас. Грибы.Ягоды. Лес. Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с мизинца, в игре с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции, штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев. Закреплять навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Активизировать словарь по теме. Одежда. Обувь. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Формировать слаженные действия обеих рук. Закреплять навык засте- гивания пуговиц различной величины. Учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы по заданному образцу; раскрашивать предмет в пределах контура. Расширять словарь по теме. Посуда Продолжать развивать согласованные действия обеих рук, дифференцированные движения пальцев в соответствии с текстом, конструктивный праксис, зрительное внимание, импрессивную и экспрессивную речь. Совершенствовать умение брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Продолжать учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Зима. Зимние забавы Учить показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках, составлять из частей целый предмет; различать форму предмета, изображать круги
20 по образцу различной величины; раскрашивать предметы цветными карандашами, не выходя за контур. Активизировать словарь по теме. Дикие животные зимой Учить выполнять движения указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха. Формировать умение выкладывать мелкие предметы на подготовленную поверхность с размазанным пластилином. Совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые горизонтальные линии по середине дорожки слева направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. Расширять словарь по теме. Мебель. Части мебели. Продолжать учить выкладывать из палочек предметы мебели по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Совершенствовать навык изображения прямых горизонтальных и вертикальных линий на ограниченном пространстве, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь детей Транспорт. Профессии на транспорте Продолжать развивать сосредоточенность, двигательную активность пальцев рук. Учить потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом, обводить по контуру простые предметы и раскрашивать их в пределах контура. Закреплять умение составлять из частей целый предмет. Активизировать словарь по теме Наша Армия. Учить поочередно разжимать пальцы из кулака на обеих руках одновременно, начиная с больших, обводить по пунктиру предметы, последовательно соединяя точки, не отрывая карандаша от бумаги, закрашивать их, не вы- ходя за контур. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, перебирая мелкие предметы, конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию. Женский день. Праздник весны Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Учить составлять из частей целый предмет, обводить по контуру предметы, проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять активный и пассивный словарь по теме. Весна в природе Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Формировать умение выкладывать из ниток различные
21 предметы по образцу. Совершенствовать навык выполнения шнуровки слева направо без перекрещивания шнурка. Закрепить умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми ли- ниями, повторяя изгибы. Активизировать словарь по теме. Труд людей весной. Совершенствовать умение выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции. Учить выкладывать из палочек предметные изображения, захватывать их указательным типом хватания, проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб. Обогащать словарь по теме. Возвращение птиц Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением, поочередно соединяя все пальцы с большим на каждый слог. Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Обогащать словарь по теме Насекомые. Продолжать формировать навык ритмичных движений и их переключаемость. Учить выкладывать из мелких предметов изображения на плоскости. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными карандашами, не выходя за контур. Развивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. Подготовительная группа (6-7 лет) Основные задачи: 1. Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка). 2. Продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении (слева- направо, вверх-вниз). 3. Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии; в тетради в клетку обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; выполнять графические задания в коллективе сверстников, на листе бумаги по образцу; уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других. 4. Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом. Тема Задачи темы Детский сад. Игрушки Упражнять в удерживании определенной позы пальцев
22 рук, переключении поз. Продолжать развивать умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки. Формировать умение поочередно загибать и разгибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом. Развивать тактильные ощущения, определяя на ощупь предмет и материал, из которого он сделан. Совершенствовать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Закреплять умение пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания. Учить обводить по трафарету несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать словарь по теме. Овощи. Огород Развивать двигательную активность и гибкость сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, согласованных действий обеими руками. Продолжать учить выкладывать из палочек различные предметы (по образцу, по словесной инструкции, по замыслу), выполнять штриховку прямыми линиями в разном направлении отдельных предметов. Фор- мировать пространственно-образное мышление и творческую фантазию детей. Обогащать словарный запас. Сад. Фрукты Развивать тактильные ощущения через ощупывание и распознавание предметов. Учить соединять подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку, проводить линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Продолжать отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки, ловкость во владении карандашом. Развивать зрительное восприятие, пространственное воображение, устойчивое внимание. Закреплять навык работы с трафаретом. Акти- визировать словарь по теме. Деревья осенью Продолжать координировать движения рук, поочередно загибая пальцы на обеих руках. Развивать концентрацию и переключение произвольного зрительного внимания. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Учигь выкладывать изображения отдельных предметов из веревочек по образцу. Совершенствовать навык изображения прямых, волнистых, спиральных вертикальных линий по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять словарь по теме. Домашние животные и их детеныши Развивать подвижность и гибкость мышц пальцев и кистей рук, импрессивную и экспрессивную речь. Учить
23 выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением. Закреплять умение выполнять штриховку без лишнего нажима на карандаш и только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями; не выходить за контуры рисунка. Зима. Признаки зимы Продолжать учить выкладывать из геометрических фигур и палочек различные предметы по образцу, словесной инструкции, по замыслу, проводить волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Развивать гибкость пальцев и кистей рук, умение распределять пальцы обеих рук на предмете, одновременно и согласованно действовать ими. Активизировать словарь по теме. Новогодний праздник Продолжать развивать двигательную активность пальцев и кистей рук, умение действовать обеими руками согласованно. Закреплять умение загибать по одному пальцу на правой, а затем на левой руке. Учить обводить нарисованные предметы по контуру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять словарь по теме Дикие животные наших лесов Учить выкладывать из геометрических фигур пространственно-организованные предметы по образцу, словесной инструкции, но замыслу, проводить чередование вертикальных и горизонтальных линий в тетради. Формировать умение распределять пальцы на предмете и нагрузку на мышцы пальцев, координировать движения рук. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. Животные жарких стран Развивать подвижность кистей рук, скорость и синхронность их движений. Учить поочередно загибать пальцы, начиная с большого, под речевое сопровождение, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения чередующихся вертикальных и горизонтальных линий в тетради. Активизировать словарь по теме. Животный мир морей и океанов Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением. Продолжать учить выкладывать мелкие предметы на пластилин и обводить нарисованные предметы по контуру, штриховать прямыми линиями в разном направлении. Формировать зрительно-пространственное восприятие. Воспитывать внимание, аккуратность и способность доводить начатое
24 дело до конца. Ранняя весна. Весенние месяцы Продолжать учить загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого пальца, изображать спиральную линию по пунктиру от стрелки, показывающей направление обводки. Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением по подражанию, по словесной инструкции. Совершенствовать навык захвата сыпучих материалов указательным типом хватания. Расширять активный и пассивный словарь по теме. Профессии Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого пальца. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Учить работать с бумагой в технике оригами. Совершенствовать навык захвата сыпучих ма- териалов указательным типом хватания. Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного изображения. Активизировать словарь по теме. Человек. Части тела Закреплять умение пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания пуговиц, кнопок, крючков. Формировать умение выполнять определенные движения кистями рук, переключаясь с одного действия на другое с речевым сопровождением. Учить дорисовывать половину предмета в целях по- лучения целостного предметного изображения. Развивать речь по теме. Знакомство с твор- чеством С. В. Михалкова Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоятельно, ориентироваться в тетради в клетку, обводить и считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру пальцев рук. Обогащать словарь по теме. Скоро в школу! Школьные принадлежности. Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоятельно, обводить предметы по пунктирным линиям плавными непрерывными движениями, выполнять штриховку в разном направлении. Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Закрепить навык выполнения движения кистями и пальцами рук, используя ребристый карандаш. Активизировать словарь по теме. Содержание игр и упражнений ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАЗВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ
25 ИГРЫ Пальчиковая разминка «Пальчики» «Сколько ног у осьминога» «Как зовут пальчики» «Прятки» «Моя семья» «Рыбки» «Братцы» Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук «Кошка» «Крючки» «Цепочка» «Лыжник» «Фонарики» «Слоник» «Ножницы» Дети сжимают пальцы рук в кулачки, прижимают их друг к другу, сцепляют пальцы обеих рук, давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней При выполнении упражнений следить за правильной постановкой кисти рук ребенка и точностью переключения с одного движения на другое Игры с пальчиками «Чайник» «Доброе утро» «Ветер» «Звери» «»Часы» «Белочки» «Домик» «Шла кукушка» «Квасим капусту» «Братцы» «Десять обезьян» «Дружные ребята» Побуждать детей к творчеству, придумыванию к текстам своих движений, показу своих творческих достижений При выполнении игр обращать внимание на выполнение подражательных движений в соответствии с текстом Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок. «Мышка мылом мыла лапку» «Лучик солнышка» «Зайчик в норке». «Этот пальчик». « Повстречал ежонка ёж...». Развитие мелкой моторики руки, координации движений, внимания, речи и творческой деятельности детей При выполнении упражнений обращать внимание на выполнение подражательных движений в соответствии с текстом
26 «Зайка и барабан». «Наши ручки». Игры с предметами «Волшебные шнурочки» «Мозаика» «Строители» «Карандаш» «Трафареты» «Вкладыши» Выполнение детьми целенаправленных точных движений в соответствии с поставленной задачей Обращать внимание на точное выполнение поставленной задачи и на координацию движения пальцев Графические упражнения «Змейка» Лебедь» Собака» «Страус» «Графический диктант» Развивать у детей графомоторные навыки. Подготовка руки к письму- обведение контуров с помощью трафарета, штриховка различными линиями в разных направлениях, рисование в раскрасках Следить за точным выполнением движений Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Интеграция всех образовательных областей. Рисование Аппликация Лепка Ручной труд Физминутки, пальчиковые игры, массаж, практические упражнения, графические упражнения и т.д. Двигательно- речевое развитие: Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук Развитие координации движения Развитие графомоторных навыков Снятие эмоционального напряжения Создание положительных эмоций Обращать внимание за качественным выполнением задания, контролировать утомляемость детей
27 13. Литература. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр.РФ 2014 г. 2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. (текст) М.А.Васильева, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- М Издательский дом «Воспитание дошкольника» 3. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 2012 4. 4. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65 5. 5. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15. 6. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990. 7. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/ 8. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г. 9. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./ 10. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г. 11. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с. 12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995. 13.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г. 14. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г. 15. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г. 16. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г. 17. Методы обследования речи детей / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004. 18. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000. 19. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г. 20. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском саду. – 2006. – №6. 21. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.


В раздел образования