Урок- лабораторная работа "Задачи на движение по воде"
Автор: Кочнева Ольга Евгеньевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Мурманский академический лицей" Населённый пункт: Город Мурманск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок- лабораторная работа "Задачи на движение по воде" Раздел: среднее образование
Составила: Кочнева Ольга Евгеньевна, учитель математики МБОУ МАЛ.
План открытого урока
Учитель: Кочнева Ольга Евгеньевна
Предмет: математика
Класс: 5, учебник Математика 5 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Тема урока: Задачи на движение по воде
Место урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
�
Образовательные:
-Формирование способности к решению задач на движение по реке, повторение соответствующих
формул зависимостей между величинами
- Продолжать формирование навыка устного счета и рациональных вычислений
- Продолжать формирование навыков действий с десятичными дробями.
Развивающие:
- способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания,
оперативной памяти.
Воспитательные:
- воспитание активности, взаимопомощи, чувства сотрудничества;
- развитие познавательного интереса к предмету через использование межпредметных связей;
- способствовать развитию коммуникативной культуры;
- показать практическую направленность математических знаний
Личностные:
Понимания смысла поставленной задачи;
Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия;
Формирование умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;
Развитие внимания, памяти, логического мышления;
Формирование умения провести самооценку.
Метапредметные:
Анализировать и осмысливать текст задачи;
Извлекать необходимую информацию;
Строить логическую цепочку рассуждений;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Критически оценивать полученный ответ;
Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Предметные:
Повторить понятие "скорость по течению реки" и "скорость против течения реки";
Использовать знания о зависимостях между величинами: скорость, время, расстояние при
решении текстовых задач.
Технология изучения темы
Этап 1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Добрый день, ребята и уважаемые коллеги!
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления - этот путь самый благородный,
путь подражания - этот путь самый лёгкий и
путь опыта - этот путь самый горький».
Конфуций
Сегодня на уроке мы будем делать опыты и размышлять при решении математических задач.
Учитель: Наступила весна. Солнце растопило снег. Появились лужицы, побежали и зажурчали
ручейки.
(видеофрагмент)
Этап 2. Самоопределение к деятельности.
И вам, я думаю, после этих стихов захотелось под солнышком попускать кораблики и
плотики в ручейках и лужицах. Но поплывут ли кораблики и плотики? Хотелось бы знать ответ на
этот вопрос и мы постараемся на него ответить в конце нашего занятия.
Какой процесс вы наблюдали в нашем видеоролике? Какие величины характеризуют движение?
Сформулируйте тему нашего урока?
Ученики: Задачи на движение по воде.
На рабочих листах запишите тему урока.
Учитель: Какую цель поставим на уроке?
Ученики: цель: более полно овладеть технологиями решения задач на движение по воде.
Что нам необходимо вспомнить для достижения цели урока? (связь между скоростью, временем и
расстоянием). А поможет нам в этом выполнение следующего задания.
Итак, надо соотнести задачу и формулу для решения, объяснив, почему именно эта
задача соответствует данной формуле
Задачи 1. Крейсер проплыл 180 км со скоростью 60 км/ч. Сколько времени он затратил?
Задача 2. Какой путь прошёл теплоход за 3 часа, двигаясь со скоростью 35 км/ч?
Задача 3. Моторная лодка проплыла по реке расстояние 7,2 км за 2 часа. С какой
скоростью шла моторная лодка по реке?
Формула А. S=V t Формула В. V=S: t Формула С. t=S: V
Ученики: заполняют таблицу (ответ)
Задача 1.
Задача 2
Задача 3.
Формула А.
Формула В.
Формула С.
Учитель: Теперь потренируемся находить неизвестную величину, используя данные формулы.
Какую формулу использует, сколько получилось?
Величина
S
124
595км
4320км
V
62 км/ч
28 км/ч
t
7ч
6ч
3ч
Этап 3. Локализация затруднений (целеполагание)
Движение по воде отличается от движения по суше. Скажите, что важно знать, работая с
движением объекта по воде? (Водоем, в котором происходит движение)
Вернемся к корабликам и
плотикам, к сожалению, у них нет моторчиков, а значит, и движение в водоемах у них будет
происходить по особенному?
А как оно будет происходить, поможет нам выяснить выполнение лабораторной работы. Давайте
назовем эту часть урока исследовательской?
И исследовать мы будем особенности движения плота в различных ситуациях.
Итак, тема лабораторной работы: «Изучение особенностей движения и определение скорости
объекта в различных ситуациях»
Цель работы: отработать нахождение скорости объекта, изучить особенности движения тела при
внешних воздействиях
Для выполнения работы нам необходимо оборудование
Какое оборудование вы видите на своих столах?
А еще у вас на столах лежат инструкции по выполнению работы и ответные листы, в которые вы
будете записывать выводы и заносить полученные значения, ознакомьтесь с ними. Далее
представитель от группы занесет полученные результаты в сводную таблицу. При выполнении
работы измерение длины пути плота проводится без учета длины самого объекта, так как в курсе
физики линейными размерами объекта по сравнению с пройденным расстоянием можно
пренебречь.
Ход работы:
Выполним первый опыт «Плот и вода»:
Внимательно прочитайте инструкцию
Приступите к выполнению опыта
1.
Опустите «плот» в воду и понаблюдайте за ним
2.
Ответьте на вопросы в ответном листе
Как называется такое движение?
Какие выводы вы сделали ребята?
А как заставить плотик поплыть в лотке? (ответы учащихся)
Он поплывет только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер. А что может
заставить плыть лодку в озере? (мотор или весла). Как найти скорость лодки, если известно
расстояние и время.
На движение объекта в стоячей воде действуют различные внешние факторы. Перейдем ко
второму опыту «Плот, вода и ветер» и понаблюдаем, как действует на плотик наше дуновение.
1. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
2. Расскажите, как вы будете проводить опыт.
3. Выполните опыт и проведите необходимые измерения.
4. Запишите в ответный лист ответы на вопросы.
5. Полученные значения скорости занесите в таблицу ответного листа и сводную таблицу на доске.
Какую скорость вы определили?
Третий опыт называется «Плот, вода и «волшебный магнит»». А вы знаете, что такое магнит?
Если говорить упрощенно, то магнит - это тело, которое умеет притягивать железо.
1. Внимательно прочитайте инструкцию.
2. Кратко опишите свой опыт.
3. Выполните опыт и проведите необходимые измерения.
4. Запишите в ответный лист ответы на вопросы.
5. Полученные значения скорости занесите в таблицу ответного листа и сводную таблицу
на доске.
Какую роль сыграл магнит в движении плота?
Как можно назвать найденную скорость?
В нашем опыте магнит играл роль двигателя. Магниты являются одной из составных
частей в электрических двигателях постоянного тока, которые нашли широкое применение в
робототехнике. Исследователи пытаются создать магнитный двигатель – его еще называют
вечным. Вы познакомитесь с магнитами и магнитным полем, различными видами двигателей на
уроках физики. Но и наше сегодняшнее маленькое открытие будет очень важно для нас в
дальнейшем.
Давайте посмотрим нашу таблицу. У вас получились разные значения? С чем это связано?
Это произошло, потому что вы по - разному воздействовали на плот. Так происходит и в
реальных ситуациях. На корабль, лодку или плот могут воздействовать различные внешние
факторы, которые изменяют скорость движения объекта. Ну вот допустим, как двигается плот
или кораблик по реке?
(
В реке течение помогает или мешает движению
кораблика). Как
называется это движение? По течению и против течения реки. Давайте вспомним основные
понятия движения по течению и против течения.
1)
Как определить скорость движения плота по реке Ответ: как скорость течения реки.
2)
На путь из А в В корабль затратил 1ч 50 минут, а из В в А -2 ч. В каком направлении течет
река? Ответ: из А в В
3)
Что такое скорость течения? Ответ: На какое расстояние относит река предмет за единицу
времени.
4)
Как определить скорость катера по течению реки? Ответ: как сумму скорости собственной и
течения Vпо т =Vсоб +Vт
5)
Как определить скорость катера против течения Ответ: как разность скоростей собственной и
течения Vпротив т =Vсоб –Vт
Как найти скорость течения реки, если известна скорость катера по течению и скорость катера
против течения.
Vno теч — Vnp. теч = 2 Vтеч.
Vтеч = (V по теч - Vnp. теч ): 2 ( Формулы на доску и в тетрадь)
Вы молодцы, замечательно потрудились, узнали много нового, провели отличные опыты как
настоящие исследователи. Но не забудем главное, все исследователи умеют очень хорошо решать
задачи, и теперь мы переходим ко второй практической части нашего урока.
Этап 4. Учебно-познавательная деятельность. Решение задач. Работа в группах.
Задание №1 Вам необходимо найти неизвестные величины, записать ответы в отдельные таблицы,
обменяться с другой группой и проверить задания у своих товарищей.
Определите скорости и заполните таблицу:
V
С.
Vтеч.
Vпо теч.
Vпр.теч
.
1
12 км/ч
3 км/ч
2
23 км/ч
25 км/ч
3
24 км/ч
20 км/ч
4
4 км/ч
17 км/ч:
5
5 км/ч
18 км/ч
6
42 км/ч
34 км/ч
* - при решении п.6 смотри рис.2.
Ответ: 1) 15 и 9; 2) 2 и 21; 3) 4 и 28; 4) 13 и 9; 5)23 и 28; 6) 38 и 4.
Каждой группе предлагаются для решения задачи и учащиеся по мере выполнения защищают
свои решения у доски.(выполняют маркером на больших листах)
Задание №2 Собственная скорость лодки 15 км/ч. Идя по течению, лодка обогнала плывущее по
реке бревно. Найдите скорость удаления лодки от бревна, если скорость течения реки:
1;4 группа 1,5 км/ч
2;5 группа 2,5 км/ч
3;6 группа 5,5 км/ч
У вас получился один и тот же ответ. Почему? Объясните эту закономерность.
№3 Решите задачи (продвинутый уровень)
1;4 группа: От пристани вниз по реке одновременно вышли два катера. Собственные скорости
катеров 15 км/ч и 18 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа. Нужно ли для ответа
на вопрос задачи знать скорость течения реки?
2;5 группы: Скорость лодки по течению реки больше скорости лодки против течения реки на 6
км/ч. Какова скорость течения реки?
3;6 группы: Собственная скорость катера в 9 раз больше скорости течения реки. Двигаясь по
течению, катер за 4,5 ч проплыл 117 км. Найдите скорость течения реки.
Дополнительная задача: За 4 часа по течению лодка прошла такое же расстояние, как за 5 часов
против течения. Найдите собственную скорость моторной лодки, если скорость течения реки 2
км/ч.
Дома вы продолжите совершенствовать умение решать задачи с величинами скорость,
время, расстояние при движении по реке. Домашнее задание находится на ваших рабочих листах.
Домашнее задание: (индивидуальная карточка с текстами задач по уровням сложности)
1.уровень.
1.Скорость движения парохода по озеру
a
км/ч, а скорость течения реки
b
км/ч. С какой
скоростью будет двигаться пароход:1) по течению; 2) против течения. Составь выражение и
найди его значение при
ч
км
b
ч
км
a
/
6
,
1
,
/
4
,
36
.
2. уровень.
2.Скорость лодки по течению реки равна 12,2 км/ч. Скорость лодки против течения реки равна
7,8 км/ч. Найдите собственную скорость и скорость течения реки?
3.уровень.
3. Собственная скорость лодки в 4 раза больше скорости течения реки. Найти собственную
скорость лодки и скорость течения реки, если лодка проплыла против течения 3 часа и по
течению реки 2 часа расстояние 38 км.
Этап 5. Рефлексивная деятельность
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
своей и всего класса.
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли мы этой цели? Поднимите руки те, кто
более полно
овладел технологиями решения задач на движение по воде
? Какое «открытие» сделали для себя
сегодня?
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
1.
Я доволен своей работой на уроке______
2.
Мне было комфортно на уроке_______
3.
Мне этот материал нужен для дальнейшей учебы _______
4.
Сегодня на уроке мне этот материал просто интересен______
5.
Сегодня на уроке я затруднялся….
, так как….
6.
Чтобы мне преодолеть свои проблемы, мне надо…
7.
Помогал ли я товарищам, они помогали мне - что было больше.
Я надеюсь, что вам понравился наш урок, и вы уйдете с него в хорошем настроении.