Автор: Клопова Анна Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №63 Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область Наименование материала: конспект Тема: "Из чего состоит песок" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №63
Проект « Из чего состоит песок »
Тема: « Песок»
Подготовила:
Воспитатель: Клопова Анна Павловна
г. Таганрог
Тема: « Песок».
Проблема: «Из чего состоит песок»
Цель :приобретение детьми старшего дошкольного возраста специальных
знаний и развитие специальных умений и навыков исследовательского
поиска состава песка.
Задачи.
1.
Выяснить, из чего состоит песок.
2.
Развивать предпосылки поисковой деятельности: наблюдательность,
любознательность, активность, инициативность, рассудительность.
3.
Развивать умение ставить вопросы и давать ответы на вопросы
полными предложениями, аргументировать свои ответы.
5.
Развивать воображение и двигательное творчество.
6.
Воспитывать начало экологической культуры - бережное отношение к
природе.
7.
Воспитывать навыки социального партнерства: доброжелательность,
умение работать в группе, слушать друг друга, договариваться,
учитывать мнение партнера, отстаивать свое мнение.
Обогащен словарь – песчинки, горная порода, полезное ископаемое.
Интеграция областей:
познавательная, речевая, социально-
коммуникативная, физическая.
Оборудование к занятию:
- лупы, ситечки, стакан прозрачный пластиковый с водой, пластиковые
ложечки, магниты по количеству детей;
- листы бумаги, простые карандаши по количеству детей;
- толковый словарь Даля;
- толковый словарь русского языка.
Предварительная работа : игры детей с песком, сравнение мокрого и
сухого песка, подбор материала из интернета, рассматривание
иллюстраций об использовании песка человеком, чтение стихов, загадок о
песке.
Ход НОД
Дети играют в песочнице.Перед игрой повторяют правила
безопасного поведения во время работы с песком (нельзя песок брать в
рот; нельзя бросать песок в детей; ломать чужие постройки;не
тереть
грязными руками глаза,
после игр с песком помыть руки). Воспитатель
просеивает песок сквозь ситечко.
Постановка проблемы
Воспитатель загадывает загадку о песке.
Из меня куличек печь удобно,
Только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный.
Догадались, кто же я?
Дети – Песок.
Воспитатель - Интересно, а из чего состоит песок?
Выдвижение гипотез (предположений)
Дети выдвигают свои гипотезы, воспитатель с детьми заполняет
таблицу(приложение 1)
Дети: Песок состоит из:
-крупинок-песчинок;
- маленьких камешков;
- поломанных ракушек;
- стеклышек;
- блесток.
Сбор, обработка и хранение информации
Воспитатель – Ребята, вы много назвали предположений, но где мы
можем узнать какие из них самые верные?
Дети перечисляют разнообразные способы сбора информации по
данной проблеме.
Дети:
- подумать;
-спросить у родителей, у помощника воспитателя;
- узнать из книг, словарей, энциклопедии;
- найти ответ в интернете;
- рассмотреть песок, провести опыты;
.
Воспитатель- Захар спросил у родителей
Захар – Мама сказала, что песок –это крохотные песчинки разрушенных
природой камней, мы разбили камешки и получился песок.
Воспитатель с детьми делятся на две подгруппы, собирают
информацию по проблеме в научно-популярной, художественной
литературе, в интернете.
Воспитатель предлагает читающему ребенку зачитать
информацию изТолкового словаря Даля.
[1]
Ребенок – (зачитывает)
«ПЕСОК-. измельченный, перетертый природою камень, мелкие камен-
ные зерна; обычно разумеют кремневой песок, но есть и других по- род.
Воспитатель зачитывает рассказ из интернета[3]
Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она
распадалась на маленькие кусочки. Если эти частички малы, они на-
зываются песком.
Так как песок представляет собой мелкие частички полезных ископаемых,
из которых состоят горы, любые минералы могут быть обнаружены в
песке.
Физминутка «Мы песчинки».
Цель: снятие физического и интеллектуального напряжения. Развитие
общей моторики, координации речи и движения
Мы песчинки, мы песчинки дети кружатся врассыпную
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки выполняют «пружинку»
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок становятся в круг
Получается песок.
.
Воспитатель –
Давайте, как настоящие исследователи рассмотрим и
изучим песок..(Дети подходят к столам, насыпают щепотку песка в стакан
с водой)
Воспитатель – Что вы увидели?
Опыт №1 –растворить песок в воде, протереть песок между пальцами,
просеять через сито, рассмотреть песок с помощью лупы.
Дети экспериментируют.
Воспитатель – Что вы увидели?
Дети: мы увидели, что песок состоит из песчинок, мелких камешков,
которые имеют различную форму, размеры и не растворяется в воде, на
ощупь песок шершавый.
(зафиксировать полученные знания).
Подведение итогов
Воспитатель
-
что интересного вы узнали? Что нового мы можем
рассказать
другим по результатам проведенного исследования?
Выделим главные идеи, отметим второстепенные. Посоветовавшись с
детьми, разложить пиктограммы в определенной последовательности.
Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой
важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…
⃘⃘⃘⃘⃘
Дети
- песок состоит из маленьких зернышек горных пород;
-песок не растворяется в воде.
Воспитатель – Ребята, сегодня Вы были настоящими исследователями.
Были активными и настойчивыми, доброжелательными и
рассудительными. Что было самым интересным для вас? Что вы хотели бы
еще узнать о песке?
Ответы детей.
Воспитатель – Наградой за наш совместный труд стали новые знания и
теперь вы сможете найти ответ на любой вопрос.
Используемая литература и интернет ресурсы:
1.
Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших
дошкольников. Москва Педагогический университет «Первое
сентября»2007
2.
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-
Приложение 1
Гипотезы
Источники информации
подумать
спросить
у родителей, у
помощника
воспитателя
прочи
тать
найти ответ в
интернете
рассмотр
еть, провести
опыты
крупинки-
песчинки;
м
аленькие камешки;
п
оломанные ракушки
с
теклышки
блестк
и
+