Автор: Пушкова Раиса Егоровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 51 г.Брянска Населённый пункт: Брянская область г.Брянск Наименование материала: Проект ученика 6 класса Тема: "Проценты в математике и в нашей жизни" Раздел: среднее образование
МБОУ СОШ № 51
Проект
по математике
на тему:
Проценты в математике и в нашей жизни
Выполнил: Татаринов А. А.
ученик 6 б класса
Проверила: Пушкова Р.Е.
г. Брянск
2016
1
Содержание
Введение…………………………………………………………….. 3
Цели и задачи проекта……………………………………………… 4
1.
Процент. Основные понятия…………………………………. 5
2.
Происхождение процентов…………………………………... 6
3.
Проценты в нашей жизни…………………………………….. 8
4.
Задачи на проценты. И способы их решения………………... 9
5.
Ребусы, стихи, загадки про проценты………………………. 12
Заключение………………………………………………………….. 15
2
Введение
Тема моего проекта «Проценты в математике и в нашей жизни». Я выбрал
эту
тему,
потому
что,
будучи
совсем
маленьким
и
постоянно
слыша
от
взрослых такие фразы как: « 30 % скидки», «подорожает на 20 %» и тому
подобные. Уже тогда мне было интересно, что же такое «Процент». А после
знакомства на уроках математики с процентами, мне захотелось узнать о них
еще больше. Для чего мы их изучаем, где можно применить полученные
знания, как часто приходится сталкиваться с процентами? Нужны ли будут
нам в жизни проценты?
3
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
1.
Понять, что такое процент;
2.
Расширить знания о проценте;
3.
Выяснить, где и как проценты применяются в нашей жизни.
Задачи проекта:
1.
Изучить историю происхождения процента;
2.
Рассмотреть задачи на проценты ;
3.
Определить сферу практического применения процента.
4
Процент. Основные понятия.
Проце́
нт (от латинского слова pro centum, что буквально означает «за
сотню»
или
«со
ста») —
одна
сотая
часть.
Обозначается
знаком
«%».
Используется
для
обозначения
доли
чего-либо
по
отношению
к
целому.
Например, 17 % от 500 кг означает 17 частей по 5 кг каждая, то есть 85 кг.
Справедливо
также
утверждение,
что
200 %
от
500 кг
является
1000 кг,
поскольку 1 % от 500 кг равен 5 кг, и 5 ∙ 200 = 1000.
5
Происхождение процентов.
Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях,
вызванная
практическими
соображениями,
родилась
еще
в
древности
у
вавилонян,
которые
пользовались
шестидесятеричными
дробями.
Уже
в
клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До
нас
дошли
составленные
вавилонянами
таблицы
процентов,
которые
позволяли быстро определить сумму процентных денег.
Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли
проценты,
применив
так
называемое
тройное
правило,
т.
е.
пользуясь
пропорцией.
Они
умели
производить
и
более
сложные
вычисления
с
применением процентов.
Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в
Древнем
Риме.
Римляне
называли
процентами
деньги,
которые
платил
должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был
установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так
как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От
римлян проценты перешли к другим народам.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо
много
внимания
обращали
на
умение
вычислять
проценты.
В
то
время
приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т.
е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и
предприятия
для
облегчения
труда
при
вычислениях
процентов
разрабатывали
свои
особые
таблицы,
которые
составляли
коммерческий
секрет фирмы.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон
Стевин
–
инженер
из
города
Брюгге
(Нидерланды).
Стевин
известен
замечательным
разнообразием
научных
открытий
в
том
числе
–
особой
записи десятичных дробей.
6
Употребление термина «процент» в России начинается в конце 18 в.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток
на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных
сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в
хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче
процент
–
это
частный
вид
десятичных
дробей,
сотая
доля
целого
(принимаемого за единицу).
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто),
которое
в
процентных
расчетах
часто
писалось
сокращенно
cto.
Отсюда
путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту
произошел современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается,
что
этот
знак
произошел
в
результате
нелепой
опечатки,
совершенной
наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство
по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал
%.
7
Проценты в нашей жизни.
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются
в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в
выборах приняли участи 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада
равен
75%,
промышленное
производство
сократилось
на
11,3%,
уровень
инфляции 8% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2%
жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д.
8
Задачи на проценты. И способы их решения.
Основные задачи на проценты можно разделить на три группы:
1. Нахождение процентов от числа.
Правило: Чтобы найти проценты от числа, нужно сначала найти один
процент, а потом умножить полученное число на количество процентов.
Пример: В бензобаке автомашины было 60 л. бензина. На поездку
израсходовали 25% этого бензина. Сколько литров бензина израсходовали на
поездку?
1 способ
Решение:
1) 60 : 100 = 60/100
(л)- составляет 1%.
2)60/100 *25=15(л)- израсходовали на поездку.
Ответ: 15 л. бензина израсходовали.
2 способ
Решение:
1)
100-25=75% - осталось бензина.
2)
75/100*60=45 (л) – бензина осталось.
3)
60-45=15 (л)- бензина израсходовали.
Ответ: 15 л. бензина израсходовали.
3 способ
Решение:
1)
25%=25/100=1/4 – бензина израсходовали.
2)
60*1/4=15 (л) – бензина израсходовали.
Ответ: 15 л. бензина израсходовали.
4 способ
Решение:
60 л. – 100 %
Х л. – 25 %
Составляем пропорцию
Х= 60*25/100=15 (л) – бензина израсходовали.
Ответ: 15 л. бензина израсходовали.
2. Нахождение числа по его проценту.
Правило:
Чтобы найти число по его проценту, нужно сначала найти один
процент, а потом умножить полученное число на 100 процентов.
Пример: Заасфальтировав 40 км дороги, ремонтники тем самым выполнили
20% плана. Сколько километров дороги надо заасфальтировать по плану?
1 способ
Решение:
1)40:20=2(км) - составляет 1%.
9
2) 2*100%=200(км) - надо заасфальтировать по плану.
Ответ: 200км.
2 способ
Решение:
40 км. – 20 %
Х км. – 100 %
Составляем пропорцию
Х=40*100/20=200 (км) - надо заасфальтировать по плану.
Ответ: 200 км.
3 способ
Решение:
1)
20%=20/100=1/5 – выполнено по плану.
2)
Примем за 1 – весь план, тогда
40 км – 1/5
Х км – 1
Составляем пропорцию
Х=(40*1)/(1/5)=200 (км) - надо заасфальтировать по плану.
Ответ: 200 км.
3.Нахождение процентного отношения чисел:
Правило:
Чтобы найти процентное отношение чисел надо отношение этих
чисел умножить на 100%.
Пример: Мама купила 650 грамм конфет. За вечер съели 260 грамм конфет.
Сколько процентов имеющихся конфет съели за вечер?
1 способ
Решение:
1)
260/650=0,4
2)
0,4*100=40%
Ответ: 40% конфет съели.
2 способ
Решение:
1)
650-260=390 (г) – конфет осталось.
2)
390/650*100=60% - конфет осталось.
3)
100-60=40% - конфет съели.
Ответ: 40% конфет съели.
Алгоритм решения задач
10
1.
Прежде,
чем
начать
решать
подобные
задачи,
необходимо
повторить методы отыскания части от целого и целого по части.
2.
Выяснить, какая величина принята за целое, т.е. за 100%.
3.
Ответить на вопрос: известна ли эта величина?
4.
Выяснить, как найти величину, которая приходится на 1%.
5.
Выяснить,
что
требуется
найти
–
число
по
его
проценту
или
процент от числа.
6.
Выполнить
необходимые
действия.
Ребусы, стихи, загадки про проценты
11
Проценты.
В математике есть термин,
Именуется "процент".
Мы вам с точностью ответим:
Проще ничего и нет.
Это, кто ещё не знает,
Одна сотая числа.
Кто процент легко считает,
Тот повсюду голова.
Измеряются в них скидки,
Что торговцы нам дают,
Вклады в банках и кредиты,
И инфляция валют.
Если в классе все чихают,
Есть большой процент больных, -
Карантин пообещают,
12
От учёбы передых.
Как маткласс, мы твёрдо скажем:
Знать процент – большая честь.
Без процентов не дано нам
Ни дышать, ни пить, ни есть.
И конечно, пожелаем
Вам, и нам, и всем подряд,
Чтоб в учёбе был достигнут
Стопроцентный результат!
Загадки
Я знаю только 1)
на рубль -копейки
на доллары-центы
бегут- набегают в банке.....
(Проценты)
13
Заключение
Изучение процента продиктовано самой жизнью.
Без понятия «процент»
нельзя обойтись.
Они нас окружают почти везде. Люди многих профессий
работают
с
процентами.
Например,
экономисты,
бухгалтера,
банкиры,
продавцы. Чтобы
начислить
зарплату
работнику,
нужно
знать
процент
налоговых отчислений; чтобы открыть счет в сбербанке, наши родители
интересуются размером процентных начислений на сумму вклада. Именно в
торговле понятие «процент» используется наиболее часто: мы очень часто
слышим о скидках, наценках, уценках, и т.д. - все это проценты.
Умение
выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку,
так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.
14